Близнецы-братья Ефименко: «Мы точно знаем, что большое плавание начинается на малых кораблях»

Армия

В копилке истории 73-й гвардейской Белградской бригады кораблей охраны водного района (ОВР) Каспийской флотилии (КФл), которая 1 апреля отмечает свой день рождения, достаточно много достижений. Например, в 1973 году её учебная база была признана одной из лучших в Военно-Морском флоте. В 1999 году впервые в истории КФл ракетный катер «Р-25» выполнил ракетную стрельбу, за что был удостоен приза Главкома ВМФ, а в 2017-2018 годах бригада признавалась лучшим корабельным соединением флотилии… Сегодня личный состав соединения продолжает достойно выполнять задачи по поддержанию благоприятного оперативного режима в северной части Каспийского моря и Волго-Каспийском канале, оказывает содействие сухопутным и морским частям погранвойск ФСБ на приморском направлении.

При этом, как и полвека назад, главным достоянием бригады остаются люди. Те самые офицеры, мичманы и матросы, которые все 365 дней в году поддерживают боеготовность соединения на должном уровне.

Одно решение на двоих        

Близнецы всегда притягивают взоры окружающих, а близнецы в военной форме — тем более. Известно немало случаев, когда братья-близнецы служили в армии или на флоте. И думаю, каждый офицер сможет привести подобный пример из своей практики. Чаще братьев можно видеть в качестве «срочников»; реже, когда, надев офицерские погоны, они делают военную службу своим смыслом жизни. И совсем редко им удаётся добиться одинаково значительных высот на военном поприще. Гвардии капитаны 3 ранга Евгений и Сергей Ефименко на эту тему пока не задумываются. Они просто служат, добросовестно выполняя свои обязанности, и убеждены — их главные высоты ещё впереди.

Когда братья вдвоём, их можно отличить, но когда по одному...

© Фото из личного архива братьев Ефименко. 

Когда братья вдвоём, их можно отличить, но когда по одному…

Парни родились в 1986 году во Владивостоке в семье морского офицера, и продолжить путь отца у них, как говорится, было на роду написано. Тем более, что их дядя по маминой лини тоже служил офицером. И тоже на флоте, правда, на Черноморском. Когда они были маленькими (к тому времени отца перевели в посёлок, где дислоцировались основные надводные силы Тихоокеанского флота), они особо не заморачивались, кем будут. Но по окончании школы других вариантов, кроме как поступать в высшее военно-морское училище в родном городе, у них не было. А как иначе, когда все разговоры в семье и жизнь вокруг буквально пропитана морем, когда морская форма — повседневная обыденность.

Если бы не шнурки…

В своей роте в училище на штурманском факультете Женька и Сергей почти сразу стали местными знаменитостями. Когда они были вдвоём, их ещё можно было различить, но когда поодиночке… Что же касается голосов, даже родные мама с папой, если закрыть глаза, не могли точно сказать, кто говорит. И парни иногда этим пользовались. Например, при сдаче экзаменов. Ну, зачем, скажите, обоим учить все предметы, когда один может детально проштудировать начертательную геометрию, а другой — психологию? Затем на голубом глазу один дважды сдаёт «начерталку», другой — психологию. То же самое и по другим дисциплинам.

Читать  Каким будет корабельный ЗРК «Тор»?

«Прокололись» братья уже на втором курсе. У Сергея перед заходом на экзамен порвался ботиночный шнурок, и он наскоро завязал его как придётся. И пока курсант готовился к ответу, преподаватель бросил свой случайный взгляд на это «хитросплетение», не придав никакого значения. Когда же, спустя некоторое время, для сдачи экзамена прибыл его «брат» с точно такими же завязочками на ботинках, обман вскрылся. Но, надо отдать должное Женьке (как-никак был старше по рождению на целых пять минут) — он смог выдержать экзамен, к которому почти не готовился и получил свой законный трояк. Естественно, эта информация быстро распространилась среди факультетских преподавателей, и после братьям полагалось заходить на экзамен только в одной пятерке.

Слухи о малых кораблях сильно приуменьшены  

После окончания училища лейтенанты Ефименко по распределению тоже поехали служить вместе. В город Советская Гавань в отдельный дивизион надводных кораблей ОВРа. Братьев назначили командирами штурманской боевой части (БЧ-1) на малые противолодочные корабли.

Малые корабли - как велосипеды: команда поступила, завелись и поехали.

© topwar.ru

Малые корабли — как велосипеды: команда поступила, завелись и поехали.

— Вы не сильно расстроились, что попали служить на небольшие корабли? Принято считать, что большому кораблю — большое плавание…

— Принято считать среди кого? Если вы имеете в виду фразу одного из персонажей гоголевского «Ревизора», ставшую впоследствии крылатой, она никакого отношения к флоту не имела. Потому что на флоте как раз всё наоборот. Если не верите, почитайте биографии адмиралов советско-российского ВМФ, и вы обнаружите, что многие из них начинали свой путь именно на малых кораблях. Посудите сами. На корабле 3-го ранга каждый молодой лейтенант уже через месяц, максимум — полтора, начинает нести обязательные вахты: дежурного по кораблю при нахождении в базе и вахтенного офицера — в море. А это такая ответственность, к которой на кораблях рангом повыше, раньше, чем в чине капитан-лейтенанта не допускают.

Плюс к этому, малые корабли с морей почти не «вылазят». Не случайно ведь моряки называют их велосипедами: команда поступила, завелись и поехали. А для командиров БЧ-1, отвечающих за обеспечение навигационной безопасности и боевое маневрирование корабля, где они единолично ведут прокладку пути — лучшей практики придумать невозможно. Правда, в силу специфики предназначения дивизиона нам не довелось выходить за пределы территориальных вод, но и Татарский пролив, и Охотское море мы избороздили вдоль и поперёк. Неоднократно ходили через Лаперузу, обеспечивая проводку подводных атомоходов, участвовали в учениях в районе восточного побережья Камчатки.

Читать  Проект 21180М: ледоколы будущего
Командир БЧ-1 единолично ведёт прокладку корабельного пути.

© Фото из личного архива братьев Ефименко. 

Командир БЧ-1 единолично ведёт прокладку корабельного пути.

А если кто-то думает, что на малых кораблях морякам не выпадает хлебнуть настоящей океанской волны, можем внести ясность и на этот счёт. На дальневосточных морях и десятибальные штормы бывают, и эпицентры тайфунов формируются. Поэтому состояние «голова-ноги», когда шкивает по нескольку суток подряд, нам известно очень хорошо.

Приказы командования не обсуждаются

— А что из вашей морской службы в Совгавани стало самым запоминающимся? И как вы оказались в Астрахани — почти на другом конце страны?

Братья переглянулись, задумались на несколько секунд:

— Скорее всего, это было не в море, а на берегу, и не в Совгавани, а в Санкт-Петербурге, где в 2013-м мы заканчивали Высшие специальные офицерские классы ВМФ. Перед сдачей выпускного госэкзамена нам неожиданно по одной из основных дисциплин сразу обоим влепили по два шара. Хотя, мы и учились не хуже остальных, и готовились к экзамену наравне со всеми. Это стало недопуском к госэкзамену и вышло так, что мы прослушали курс офицерских классов впустую. Сегодня, когда мы уже подросли и как следует встали на ноги, мы бы обязательно попытались разобраться в причинах, но тогда…

В результате нас (к тому времени братья были старшими лейтенантами. — Авт.) вместо того, чтобы вернуть на Тихоокеанский флот, как это обычно принято, направили к новому месту службы. В 73-ю бригаду ОВРа Каспийской флотилии.

Евгения назначили командиром штурманской боевой части на корабль отстоя, который готовился на списание; Сергея — инженером БЧ-1 на малый артиллерийский корабль. Фактически, помимо очень неприятного морального удара, это было назначением с понижением. Но поскольку всегда и везде мы служили только самостоятельно, не полагаясь ни на кого, нам ничего не оставалось, кроме как ответить: «Есть». Приказы и решения начальства, как известно, не обсуждаются.

МАК «Махачкала» на очередном выходе в море.

© mil.ru

МАК «Махачкала» на очередном выходе в море.

Справка

73-я бригада кораблей охраны водного района была сформирована в 1969 году в г. Баку Азербайджанской ССР. Основу боевого состава соединения на тот момент составляли сторожевые корабли, морские и базовые тральщики, катера различных проектов. В конце 1992 года после распада СССР корабли и личный состав были перебазированы в г. Астрахань. 1 декабря 2012-го бригаде было присвоено почётное наименование «гвардейская» и она стала называться 73-й Белградской бригадой кораблей ОВРа, став преемницей гвардейского Белградского дивизиона бронекатеров, вошедшего в состав соединения в 1995 году. В 2020-ом дивизион кораблей и катеров бригады был передислоцирован из Астрахани в Каспийск

Два Кубка моря и четыре месяца сухопутной службы 

Сегодня капитаны 3 ранга Ефименко — сформировавшиеся офицеры, занимающие достаточно ответственные должности. Евгений командует малым артиллерийским кораблём «Махачкала», Сергей руководит отделением боевой и оперативной подготовки в штабе 73-й бригады.

Читать  Кролики и аварийное торможение. Необычные истории «Вестника бронетанковой техники»
Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках.

© mil.ru

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках.

Малый артиллерийский корабль «Махачкала» проекта 21630 (шифр «Буян») типа «река-море», предназначен для усиления надводных сил Каспийской флотилии в ближней морской зоне и на речных участках. Максимальная скорость хода 28 узлов, дальность плавания до 1.500 миль, водоизмещение 500 т. Он вооружён одной универсальной 100-мм артустановкой (АУ) А190-1, двумя 30-мм АУ АК-306, двумя пулемётными установками МПТУ калибра 14,5 мм и одной реактивной системой залпового огня А-215 «Град-М». Есть также и корабельная зенитно-ракетная турельная пусковая установка «Гибка», предназначенная для обеспечения наведения и дистанционного автоматизированного пуска ракет типа «Игла».

Братья прошлись по всем нижестоящим ступеням, прежде чем занять эти должности. Тут интересен один момент. Будучи инженером штурманской боевой части, старший лейтенант Сергей Ефименко осенью 2013-го был направлен на «Махачкалу» для перегона его с устья Невы в Санкт-Петербурге в Астрахань. Спустя ровно семь лет именно этот корабль принял под своё командование Евгений Ефименко, который дважды до этого вместе с экипажем завоёвывал «Кубок моря» на Армейских международных играх. В 2018-м, когда был помощником командира МАК «Волгодонск»; и спустя два года, когда уже исполнял обязанности командира на «Махачкале».

Нагрудный знак победителя Армейских Международных игр.

© Фото из личного архива братьев Ефименко. 

Нагрудный знак победителя Армейских Международных игр.

Конкурс «Кубок моря» в рамках АрМИ включает целый ряд эпизодов по морской выучке. В частности, корабельный расчёт на ходу должен поразить «плавающую мину» и уничтожить воздушную цель. Очень многое в обоих случаях зависит от командира корабля, который обязан правильно выполнить манёвр, назначить удобные секторы стрельбы и выбрать нужный скоростной режим. Также экипажи должны продемонстрировать своё мастерство в постановке корабля на якорь и швартовую бочку, показать на что способны в спасательной подготовке и в борьбе за живучесть.

Корабельный расчёт готовится поразить «плавающую мину».

© mil.ru

Корабельный расчёт готовится поразить «плавающую мину».

Сергей тоже не просиживал штаны на берегу, хотя, почти сразу после перегона «Махачкалы» на Каспий, был откомандирован в штаб бригады. Спустя несколько месяцев, отметив деловые качества офицера, его назначили на штабную должность на постоянной основе. Всего за пять с небольшим лет он вырос до начальника отделения. И поскольку 73-я бригада всегда была плавающей, её корабли, за редким исключением, не выходят в море без походного штаба. А в 2020-2021 гг. гвардии капитана 3 ранга Сергея Ефименко откомандировали в одну из ближневосточных стран, где он почти четыре месяца служил офицером сухопутного штаба.

— Как впечатление? — переспросил он, улыбнувшись, — я несколько раз искренне очень порадовался, что не зря связал свою жизнь с морем…

— Какие ваши годы? Какие ваши планы?

— Планируем служить. У нас ещё полжизни впереди, большое количество сил и огромное Каспийское море. Но если выпадет какое-то другое море или океан, тоже не обидимся…  

Источник: https://zvezdaweekly.ru/news/20213291546-VdSW7.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий