БПЛА: сделано в СССР

Армия

Вначале был Фау-1

Работа над созданием беспилотников началась ещё в годы Первой мировой войны. Например, Германия произвела более 100 управляемых по проводам планеров, которые запускались как с земли, так и с дирижаблей, при этом могли нести торпеды и бомбы весом до 1.000 кг. Подобные работы велись и в США, однако применить БПЛА в боевых действиях ни одна из сторон не смогла.

Не пропал интерес к БПЛА и в 1920-1930 гг. — первый радиоуправляемый полёт в сентябре 1924 года совершил американский гидросамолёт Кёртисс F-5L. Причём конструкторы из США, Великобритании в предвоенные десятилетия основной акцент делали на создание ударных беспилотный самолётов и самолётов-мишеней, которые использовали на учениях.

Самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) считается предшественником современных крылатых ракет и БПЛА.

© wikipedia.org

Самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) считается предшественником современных крылатых ракет и БПЛА.

В таком же ключе работали и немецкие конструкторы: созданный ими хорошо ныне известный самолёт-снаряд Фау-1 (V-1) считается предшественником современных крылатых ракет и БПЛА, но, правда, упрощённой по нынешним временам версией. Его невысокая боевая эффективность была обусловлена отсутствием систем дистанционного пилотирования и автоматической навигации. Соответствующих технологий тогда ещё не было, а если бы появились, жертв среди населения Англии было бы значительно больше. Обстреливать Британские острова Фау-1 немцы начали с июня 1944 года.

По окончании Второй мировой войны первенство в создании БПЛА перешло к США. В начале 1950-х ВМС Соединённых Штатов использовали звено из шести БПЛА F6F-5K «Хеллкэт» для бомбардировок стратегических объектов в КНДР ( Корейская война 1950-1953 гг.). Уничтожение 1 мая 1960 года над территорией СССР высотного самолёта-шпиона U-2, а затем потеря ещё одного U-2 во время Карибского кризиса заставили США начать ускоренную разработку беспилотных самолётов-разведчиков. Результатом стало появление в 1963 году самолётов Ryan Model 147A «Fire Fly» с дальностью полёта до 1.729 км, которые компания «Ryan Aeronautical» выпускала вплоть до начала XXI века. А первый полёт дрон выполнил в апреле 1962 года — поспел к началу Вьетнамской войны.

Практически одновременно с американцами беспилотники для разведки начали разрабатывать в СССР. На базе летающей мишени Ла-17 в конструкторском бюро Семёна Лавочкина был создан беспилотный разведчик Ла-17Р, совершивший первый полёт в 1963 году. Впоследствии был разработан модернизированный вариант беспилотного самолёта-разведчика Ла-17РМ.

Беспилотный разведчик Ла-17Р совершил первый полёт в 1963 году.

© Фото из архива

Беспилотный разведчик Ла-17Р совершил первый полёт в 1963 году.

К началу 1980-х на смену устаревающим Ла-17Р и Ла-17РМ стали поступать более современные БПЛА, работа над которыми началась в КБ А.Н. Туполева в конце 1950-х годов. В известной степени по воле случая. В 1957 году конструкторское бюро получило госзаказ на разработку мобильной ядерной сверхзвуковой крылатой ракеты среднего радиуса действия — модель под индексом «Ту-121» с успехом испытали в августе 1960 года, но программа была закрыта, а предпочтение отдано баллистическим ракетам. Ну а уже созданную конструкцию стали использовать в качестве мишени, а также в качестве «платформы» при создании реактивных беспилотных самолётов-разведчиков Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс».

В отличие от американских Ryan Model 147, запускавшихся с воздушного старта, беспилотники Туполева могли взлетать с мобильных наземных комплексов, причём каждый отличался высокой для своего времени надёжностью и высокими лётно-техническими характеристиками. Так что именно Советский Союз в 1970-1980 годы был одним из лидеров по производству БПЛА. Только беспилотников Ту-143 было выпущено около 950 штук. Завидный «тираж» даже по нынешним временам.

Читать  Прощание с GPS. Американцы ищут альтернативу спутниковой навигации

«Ястреб»

Дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб» (другое обозначение — ДБР-1, дальний беспилотный разведчик) был принят на вооружение ВВС СССР 23 мая 1964 года. Это был цельнометаллический моноплан со среднерасположенным треугольным крылом и трёхрулевым трапециевидным оперением. Фюзеляж состоял из шести отсеков. В носовом отсеке монтировалась разведывательная и часть навигационно-пилотажной аппаратуры. Этот отсек являлся многоразовым приборным контейнером, тогда как остальная часть БПЛА была одноразовой. В кормовых отсеках устанавливались турбореактивный двигатель, агрегаты электрооборудования, навигационно-пилотажный комплекс, рулевые приводы, тормозной парашют, система охлаждения. По программе, введённой перед стартом, включались и выключались аэрофотоаппараты, станции радиотехнической разведки. После выполнения задания выдавалась команда на приземление приборного отсека, и начинал работать радиомаяк, что облегчало поиск.

Дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб» был принят на вооружение ВВС СССР 23 мая 1964 года.

© twitter.com/UAC_Russia

Дальний сверхзвуковой беспилотный разведчик Ту-123 «Ястреб» был принят на вооружение ВВС СССР 23 мая 1964 года.

Справка

«Ястреб» имел внушительные размеры: длина — 27,83 м, размах крыла — 8,41 м, высота — 4,78 м; максимальная взлётная масса — 35.610 кг. Высота полёта в начале маршевого участка составляла 22.800 м и 19.000 м — в конце маршевого участка, а практическая дальность — 3.560-3.680 км.

ДБР-1 предназначался для ведения воздушной фото- и радиоразведки на дальности до 3.200 км: аэродромов, стартовых комплексов ракет, военно-промышленных объектов, военно-морских баз и портов, расположения войск, кораблей, систем ПВО и ПРО, а также для контроля за результатами применения оружия массового поражения. Комплекс состоял на вооружении разведывательных подразделений ВВС, дислоцировавшихся в западных приграничных военных округах. Советские разведчики могли выполнять задачи над всей Центральной и Западной Европой, хотя реальные полёты, понятно, не осуществлялись.

Вместе с тем запуски беспилотников в ходе учений и проверок неоднократно подтверждали их высокую надёжность и заявленные лётно-технические характеристики. Комплексы ДБР-1 постепенно стали снимать с эксплуатации после появления в частях ВВС сверхзвукового высотного самолёта-разведчика МиГ-25Р.

«Стриж»

В 1979 году на вооружение Советской армии были принят многоразовый оперативно-тактический разведывательный БПЛА Ту-141 «Стриж» разработки ОКБ им. А.Н. Туполева. Всего было выпущено 152 экземпляра. Аппарат имел один турбореактивный двигатель КР-17А со статической тягой 2.000 кгс. Для запуска самолёта использовался твёрдотопливный ускоритель, размещаемый под хвостовой частью фюзеляжа. Посадка самолёта-разведчика осуществлялась с помощью парашютной системы.

Для запуска Ту-141 «Стриж» использовался твёрдотопливный ускоритель, размещаемый под хвостовой частью фюзеляжа.

© militaryarms.ru

Для запуска Ту-141 «Стриж» использовался твёрдотопливный ускоритель, размещаемый под хвостовой частью фюзеляжа.

Комплексы (практическая дальность полёта — 1.000 км, практический потолок — 6.000 м) в основном поступали в части, дислоцированные на западных границах СССР. «Стрижи» могли вести разведку на глубину в несколько сотен километров от линии фронта на трансзвуковых скоростях. Для чего оснащались средствами фото- и инфракрасной разведки, что позволяло использовать его при любых условиях и в любое время суток.

После распада СССР большая часть БПЛА досталась независимым государствам, в частности Украине. Некоторое количество Ту-141 оставались на вооружении ВВС Украины и в XXI веке.

«Рейс»

Разработка нового беспилотного комплекса тактической разведки «Рейс» (ВР-3) и входящего в него беспилотного самолёта-разведчика Ту-143 началось в Советском Союзе с постановления Совета Министров СССР от 30 августа 1968 года. Комплекс создавался на базе разработанного ранее БПЛА ВР-2 «Стриж», но в облегчённой и уменьшенной версии, и предназначался для ведения тактической маловысотной разведки в прифронтовой полосе на глубине 60-70 км путём фото- и телеразведки площадных целей и отдельных маршрутов, а также для наблюдением за радиационной обстановкой по маршруту полёта. Государственные испытания «Рейс» прошёл в 1976 году и был принят на вооружение.

БПЛА был изготовлен по схеме «бесхвостка». В передней части фюзеляжа находилась аппаратура, в средней части — топливный бак, в задней — силовая установка. Самолёт серийно выпускался в двух вариантах: фоторазведчик с регистрацией информации на борту и в варианте телевизионной разведки с передачей информации по радиоканалу на наземные командные пункты. Кроме того, самолёт-разведчик мог быть оборудован средствами радиационной разведки с передачей материалов о радиационной обстановке по маршруту полёта на землю по радиоканалу.

Читать  Ответ Китаю и России: на подходе новое японское поколение истребителей
Ту-143 «Рейс» - советский разведывательный беспилотный летательный аппарат, был принят на вооружение в 1976 году.

© aviation21.ru

Ту-143 «Рейс» — советский разведывательный беспилотный летательный аппарат, был принят на вооружение в 1976 году.

Лётно-технические характеристики БПЛА Ту-143

 

  • Длина — 8,06 м, размах крыла — 2,24 м, высота — 1,55 м, площадь крыла — 2,9 кв. м;
  • масса — 1.230 кг;
  • крейсерская скорость — 950 км/ч;
  • практическая дальность — 180 км, время полёта — 13 минут, практический потолок — 1.000 м, минимальная высота полёта — 10 м;
  • высота полёта ведения фоторазведки — 200-1.000 м;
  • высота полёта ведения телевизионной разведки — 300-1.000 м.

Как можно убедиться, уже в 1976 году советские БПЛА могли вести телетрансляции с театров военных действий.

Комплексы «Рейс» объединялись в эскадрильи, на вооружение каждой из которых было 12 разведывательных БПЛА Ту-143, 4 пусковых установки, а также имелись средства подготовки, обеспечения старта, посадки и эвакуации, командный пункт, узлы связи, пункт обработки и дешифрирования развединформации и т.д.

Непосредственное боевое применение БПЛА обеспечивалось средствами стартовой позиции, в состав которой входили две машины на базе тягачей БАЗ-135МБ: самоходная пусковая установка СПУ-143 и транспортно-заряжающая машина ТЗМ-143. С помощью СПУ-143 производились прицеливание и пуск самолёта-разведчика, с помощью ТЗМ-143 – транспортировка с места посадки и подготовки.

Разведывательные БПЛА Ту-143 состояли на вооружении СССР, Чехословакии, Ирака, Сирии, Болгарии, Румынии, применялись в Афганистане (1979-1989 гг.), Ливанской войне (1982 г.), в вооружённом конфликте на востоке Украины.

Чужой опыт

По необъяснимым причинам в 1990-х годах интерес к развитию беспилотных аппаратов в России был утерян, в то время как США, Израиль, а затем и Китай наращивали усилия на этом направлении. Ведя речь об Израиле, отметим, что в ходе Ливанской войны 1982 года был зафиксирован наивысший результат боевого применения БПЛА «Скаут» и малоразмерных «Мастифф», когда с их помощью (операция «Арцав-19») был нанесён мощный поражающий удар по позициям сирийских батарей ПВО в долине Бекаа.

Наивысший результат боевого применения БПЛА «Скаут» был зафиксирован в ходе Ливанской войны 1982 года.

© israeldefense.co.il

Наивысший результат боевого применения БПЛА «Скаут» был зафиксирован в ходе Ливанской войны 1982 года.

А уже к середине второго десятилетия XXI века Израиль стал одним из крупнейших производителей БПЛА — в период с 1985 по 2014 год 60,7 % всех экспортированных беспилотных самолётов в мире были произведены в Израиле, который далеко опередил США (23,9%) и Канаду (6,4%).

Развитие систем связи и навигации, в первую очередь системы глобального позиционирования GPS (война в Персидском заливе стала первым конфликтом, в котором широко использовалась GPS) вывели БПЛА на новый уровень боевой эффективности.

Во время операции «Буря в пустыне» БПЛА коалиции совершили 522 вылета, суммарный боевой налёт составил 1.641 час — в любой момент операции в воздухе находился как минимум один беспилотный аппарат. Важной задачей БПЛА являлось целеуказание и координация огня для стратегических бомбардировщиков B-52, истребителей F-15 и артиллерии размещённых в Персидском заливе кораблей. В дальнейшем БПЛА успешно использовались во время агрессии США и НАТО против Югославии и в других военных конфликтах.

Американские системы MQ-1 «Предатор» («Predator»), MQ-9 «Реапер» («Reaper») и RQ-4 «Глобал Навк» («Global Hawk») в настоящее являются наиболее используемыми американскими БПЛА многократного применения.

RQ-4 Global Hawk является одним из наиболее используемым американским БПЛА.

© af.mil

RQ-4 Global Hawk является одним из наиболее используемым американским БПЛА.

Беспилотники стали важной частью военной стратегии и в КНР. В настоящее время Китай производит полный спектр БПЛА, в том числе и многоцелевые дроны с высокими техническими и лётными характеристиками.

Читать  Десантники-рязанцы: вся жизнь от 70-километрового марша из учебного комплекса до пункта постоянной дислокации

На догонном курсе

Россия возможности своих БПЛА продемонстрировала только во втором десятилетии XXI века (напомним, что СССР был одним из лидеров по производству БПЛА). В 2010 году российская компания «Оборонпром», входившая в состав госкорпорации «Ростех», создала совместное предприятие с израильской компанией «IAI», заключив контракт на покупку и производство разведывательных БПЛА (поставлять ударные израильская сторона под нажимом США отказалась. — Авт.). И в 2014 году в России был сформирован первый отряд беспилотников «Форпост». Есть уже и «Форпост-Р», собранный на базе отечественных комплектующих.

Справка

Запускаемый с катапульты «Форпост» способен нести до 120 кг полезной нагрузки. Оптико-электронные блоки сенсоров обеспечивают возможность разведки в любое время и при любой погоде, а двигатель мощностью 47 л.с. позволяет аппарату развивать скорость до 200 км/час. Дальность полёта — 250-400 км. Продолжительность — до 18 часов.

С 2010 года Российская армия приступила к использованию многофункционального беспилотного комплекса малой дальности «Орлан-10», предназначенного для ведения наблюдения за объектами в труднодоступной местности. После ряда учений, включая «Кавказ-2012», «Орлан-10» получил высокую оценку руководства Сухопутных войск и ВДВ и был принят на вооружение. К настоящему времени в войска поставлено более 1.000 таких аппаратов. «Орлан-10» входит в состав системы управления тактическим звеном (ЕСУ ТЗ) и может транслировать цели для поражения всеми боевыми машинами (САУ, танки, БМП, машины ПВО), подключёнными к ЕСУ ТЗ. Его максимальная взлётная масса — до 18 кг, практическая дальность полёта — до 600 км, практический потолок — 6.000 м. БПЛА активно применялся в ходе военной операции ВКС России в Сирии.

Справка

Беспилотный летательный аппарат «Орион» (экспортный вариант «Орион-Э») прошёл боевые испытания в Сирии и подтвердил заявленные характеристики. «Орион» позволяет не только вести наблюдение, но и наносить удары. Максимальный взлётный вес аппарата составляет 1.000 кг, БПЛА может нести 200 кг полезной нагрузки — четыре авиабомбы или ракеты. Беспилотник оснащён оптико-электронной системой, которая способна обозревать пространство в оптическом, инфракрасном и тепловом диапазоне, автоматически обнаруживать цели и подсвечивать их лазерным целеуказателем.

Известно, что уже ведётся разработка беспилотника «Орион-2» с максимальным взлётным весом 5.000 кг и потолком 12.000 м.

Официально объявлено, что компания «Сухой» создаёт тяжёлый ударный БПЛА С-70 «Охотник (беспилотный бомбардировщик), первый полёт которого состоялся в августе 2019 года. 27 сентября того же года Министерство обороны России сообщило о первом совместном полёте «Охотника» и истребителя Су-57, продолжавшемся более 30 минут, в ходе которого отрабатывалось применение средств поражения большой дальности без захода Су-57 в зону ПВО противника. В ВКС «Охотник» с примерной взлётной массой до 25 тонн и дальностью полёта до 6 тысяч км начнёт поступать с 2024 года.

Как бы там ни было, у дронов есть один существенный недостаток — уязвимость каналов связи. Сигналы GPS-навигаторов, как и любые сигналы, принимаемые и отсылаемые летательным аппаратом, можно глушить, перехватывать и подменять, для уничтожения БПЛА могут использоваться как обычные артиллерийские установки, так и средства глушения сигналов управления. Тем не менее, по оценкам большинства экспертов, США, страны НАТО, Китай и Россия в возможных военных конфликтах будущего будут делать ставку всё-таки на БПЛА — разведывательные и ударные. Возможно, это будут не только управляемые, но и думающие аппарата, наделённые интеллектом.

Источник: https://zvezdaweekly.ru/news/202011271227-bOHfw.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий