Дорого и быстро. Баллистические ракеты Space X для снабжения войск США

Армия







Дорого и быстро. Баллистические ракеты Space X для снабжения войск США

Примерно так будет выглядеть запуск военно-транспортной ракеты, построенной на базе Falcon 9. Источник: rbk.ru

Чудеса расточительности

Идея доставки многотонных грузов с помощью ракеты, безусловно, красивая и многообещающая. До последнего времени она было невозможной по причине отсутствия технологий бережного приземления груза на точке финиша. Масштаб личности Илона Маска, помноженный на многомиллиардное состояние, сделал этот трюк вполне жизнеспособным. Сейчас мало кого удивит видео плавно возвращающихся на землю ступеней ракет серии Falcon. В начале октября Транспортное командование США, вдохновленное достижениями Space X, предложило в 2021 году испытать прототип подобной ракетной системы для логистических нужд армии. Ракета-носитель, разработанная на базе Falcon, должна будет обеспечить Пентагон невиданной ранее мобильностью. По расчетам, военные смогут отправить в любую точку мира несколько тонн груза менее чем за час. При этом ракета будет выходить в полете в ближний космос, что не потребует разрешений на использование воздушного пространства стран, расположенных на траектории.

Дорого и быстро. Баллистические ракеты Space X для снабжения войск США

Самолеты транспортной авиации Пентагона в работе пока в разы дешевле ракет Илона Маска. Источник: media.defense.gov

Тяжеловес C-17 Globemaster, к примеру, на такую высоту не заберется и для полета из Калифорнии в Окинаву потратит не менее 12 часов. Это время при определенных обстоятельствах может быть критически важным для военной группировки на японском острове. Транспортный самолет-тихоход могут элементарно сбить, а также он требует на дальних маршрутах дозаправки. С ракетой в этом смысле гораздо проще: скорость в несколько Махов практически гарантирует ей неуязвимость на большей части траектории. Теоретики Пентагона фантазируют о ракете, способной доставить более 100 тонн полезной нагрузки (упоминаемый С-17 берет на борт до 85 тонн). Сейчас такого монстра в арсенале Space X нет, но команда Маска активно работает над «марсианской» ракетой-носителем Starship или Big Falcon Rocket. В этом случае Пентагон получит прямого конкурента своему флагману военно-транспортной авиации C-5 Galaxy. Есть идеи и по поводу места запуска транспортных ракет. Традиционно это можно организовать с космодромов континентальной части США, а можно и с летающих орбитальных складов на низкой околоземной орбите. Предполагается, что такая станция с тоннами грузов первой необходимости будет степенно «плавать» на нескольких десятках (сотнях) километров на Землей в ожидании команды на спуск ракеты-носителя. В случае успешной реализации всего задуманного такой оперативный способ доставки военных грузов может быть востребован в ходе крупномасштабной войны. К примеру, окруженная со всех сторон крупная группировка войск США терпит длительную осаду, снабжение традиционными способами невозможно. В этой ситуации несколько десятков тонн оружия, медикаментов и других припасов вполне могут быть доставлены ракетами Space X. Иного варианта столь расточительного расходования военного бюджета здравый смысл найти не может.

Читать  Развитие систем наблюдения, разведки и целеуказания для пехоты

Хорошая идея с плохими перспективами

Доставлять грузы с помощью ракетных двигателей выгодно только в случае, если ничего другого под рукой нет. Вот для преодоления земного притяжения в безвоздушном пространстве они подходят отлично, как, впрочем, и для оперативного уничтожения дорогостоящих целей противника. Для всех остальных вариантов грузовые ракеты слишком затратны и сложны в эксплуатации. По оценкам американцев, стоимость запуска Falcon 9 из Калифорнии на Окинаву может достигнуть 30 млн. долларов. При этом грузовик C-17 Globemaster сделает это всего за 312 тыс. долларов – почти на два порядка дешевле! При этом самолет перебросит около 85 тонн (пусть и за половину суток), а не 25 тонн в случае ракеты Илона Маска. А если сравнивать удельную стоимость переброски груза со стотонным С-5 Galaxy, то доводов в пользу транспортной ракеты почти не останется.

Дорого и быстро. Баллистические ракеты Space X для снабжения войск США

Возращенные из космоса ступени ракет Space X. Источник: wikipedia.org

На первый взгляд, в технологии ракетных грузоперевозок нет ничего сложного: на старте запустить, а на финише успеть поймать. Но сколько дней и даже недель готовит Space X запуск каждой ракеты? Поэтому говорить об оперативности запуска не приходится. Да, ракета молниеносно доставит адресату груз, но перед этим потребует как минимум несколько десятков часов подготовки. Как далеко успеет за это время улететь С-17?

Сейчас нет технологий, позволяющих быстро заполнить ракету грузом и так же оперативно разгрузить. К примеру, как извлекать на аэродроме из вертикально приземлившийся ракеты танк или другую тяжелую технику? Если самолет военно-транспортной авиации может сесть даже на импровизированный грунтовый аэродром, то грузовая ракета требует специальной инфраструктуры. А это значит, что далеко не в любую точку мира Пентагон сможет отправлять посылки. Следующим препятствием становится сама посадка ракеты в требуемой точке. Сейчас ступени Falcon приземляются фактически пустыми, а военным необходима доставка нескольких тонн груза. Это все потребует дополнительного запаса горючего, пересмотра конструкции, и, следовательно, дополнительных затрат. К тому же относительно низкие затраты на полеты в космос ракет Маска объясняются вторичным использованием приземлившихся ступеней. А в случае с военно-транспортной ракетой это будет полет в один конец. Снова удорожание проекта!

Читать  Американские зенитные пулемёты

Вопросы возникают и к уязвимости столь больших ракет Starship на конечных участках траектории. Если грузы будут доставляться в горячие точки мира (иначе такая оперативность не нужна), то подразумевается близкое расположение линии фронта. Активно маневрирующая при посадке на небольших скоростях гигантская ракета станет отличной целью как для ПВО противника, так и для его авиации.

Использование военно-транспортных ракет исключительно в целях переброски грузов может стать большой проблемой для противоракетной обороны других стран. О каждом запуске, безусловно, придется информировать потенциальных противников, дабы они отреагировали на него правильно. Чисто теоретически это несложно, но снова требует времени, что нивелирует всю оперативность транспортных ракет. Время от принятия решения о запуске и до самого запуска может возрасти до критических значений.

Рассмотрим гипотетическую ситуацию вялотекущего конфликта между Россией и странами НАТО без использования оружия массового поражения. Как будет рассматриваться российским руководством запуск транспортной ракеты с калифорнийского космодрома, траектория которой будет вести к линии противостояния? Станет ли это сигналом к ответному ядерному удару?

К методике использования подобной техники в итоге появляется много вопросов, серьезно ограничивающих боевое применение.

Дорого и быстро. Баллистические ракеты Space X для снабжения войск США

Технологии Space X позволяют многое. К примеру, синхронно сажать ступени ракет на землю. Однако масса перевозимого груза в этом случае стремится к нулю. Источник: i.ytimg.com

При своем упорстве Пентагон, конечно, получит новый способ доставки военных грузов, не имеющий аналогов в мире. Однако на фоне грядущего сокращения военного бюджета, о котором мечтают простые американцы и которого требует экономическая ситуация, верится в это с трудом. Демонстраторы технологий ракетных грузоперевозок в 2021-2022 годах должны появиться, но перспективы серийного воплощения пока в тумане. Слишком много придется менять в инфраструктуре и логистике военных коммуникаций для полноценного внедрения подобной технологии. Несколько больший оптимизм у военных США вызывает упоминаемая выше идея с размещением грузов изначально на орбите. В час X к такому космическому складу отправляют пустую ракету, которая возвращается к цели уже с полезным грузом. Здесь налицо экономия на запуске пустой ракеты-носителя, но возникают изначально гигантские затраты на сооружение орбитального военного склада. Выбирать военным приходится между дорогим и очень дорогим решением.

Читать  Hammerhead не убийца «Посейдонов», он убийца их носителей

Источник: https://topwar.ru/176054-dorogo-i-bystro-gruzovye-rakety-space-x-dlja-snabzhenija-vojsk-ssha.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий