Леонардо да Винчи – художник, мыслитель и революционер. Мир да Винчи

Армия


Ренессанс

В истории человечества есть периоды, которые представляют собой фундаментальные поворотные моменты. Такие периоды характеризуются большими социальными, политическими и культурными преобразованиями. Идеи, привычки и традиции, которые бесспорно принимались веками или даже тысячелетиями, внезапно подвергаются сомнению. Общество находится в состоянии брожения, которое также влияет на умы мужчин и женщин. Образ жизни, который стал старым и дряхлым, начинает пошатываться. Хотя люди не понимают, что происходит, все чувствуют приближение фундаментальных перемен. Такой период социальных потрясений неизбежно отражается в глубоких изменениях в религии, философии и искусстве.

Шестнадцатый век ознаменовался кульминацией расширения власти буржуазии в один из самых замечательных периодов в истории человечества. Ренессанс привёл к необычайному расцвету культуры, искусства и науки. Никогда ни до, ни после мир не видел такой галереи героев и гениев. По сей день художественные произведения этого уникального периода истории остаются непревзойдёнными. Он установил стандарт, по которому измеряются художественные достижения всей последующей истории.

Энгельс описывает Ренессанс так:

«Это была величайшая прогрессивная революция, которую человечество до сих пор переживало, время, которое требовало гигантов и породило гигантов – гигантов по силе мысли, страсти и характера, по универсальности и учености. Люди, которые основали современное правление буржуазии, имели все, что угодно, кроме буржуазных ограничений. Напротив, авантюрный характер того времени в большей или меньшей степени вдохновлял их. Вряд ли в то время жил хоть один важный человек, который бы много путешествовал, не говорил на четырех или пяти языках, не блистал в ряде областей. Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком и инженером, которому самые разнообразные области физики обязаны важными открытиями. Альбрехт Дюрер был художником, гравером, скульптором и архитектором и, кроме того, изобрел систему фортификации, воплощающую многие идеи, которые много позже были вновь подхвачены Монталамбером и современной немецкой наукой о фортификации. Макиавелли был государственным деятелем, историком, поэтом и в то же время первым заметным военным автором нового времени. Лютер не только очистил Авгиевы конюшни Церкви, но и немецкий язык; он создал современную немецкую прозу и сочинил текст и мелодию того триумфального гимна, проникнутого уверенностью в победе, который стал Марсельезой шестнадцатого века.»

Корни этого экстраординарного периода следует искать во второй половине пятнадцатого века, когда длительный упадок феодализма в Западной Европе привёл к возникновению великих абсолютных монархий, которые предвосхитили современные европейские национальные государства. Опираясь на бюргеров в городах, абсолютным монархиям удалось сломить власть старой феодальной знати. Буржуазия использовала свои рычаги давления, чтобы добиться уступок от центральной власти в виде хартий и королевских привилегий. Здесь в общих чертах мы уже видим стремительные амбиции и растущую мощь буржуазии, которые в конечном итоге привели к свержению монархий в Англии и Франции.

Читать  Депутат Госдумы предложил уволить сотрудников британской МИ-6 за непрофессионализм

Искусство и подъём буржуазии

Молодая буржуазия спешила сбросить лохмотья феодализма. Она с готовностью восприняла новые идеи, новые философии, новую науку и новые формы искусства. В настоящее время связь между подъёмом буржуазии и борьбой против господствующей идеологии Римско-католической церкви ясна всем. Борьба между враждебными классами нашла отражение в борьбе между соперничающими религиями, которая нашла своё выражение в том, что мы называем Реформацией, голландской и английской революциями и религиозными войнами, которые бушевали в Европе на протяжении 17-го века.

С упадком феодализма и подъёмом буржуазии начинают появляться новые художественные и литературные формы. Они возникли в богатых фламандских городах-государствах с их новым классом богатых торговцев. Новые методы капиталистического производства нашли своё выражение в искусстве.

Новый стиль искусства включал революционные приёмы большой сложности, которые позволили художнику изобразить невиданные ранее детали – золотую нить на платье, складки плаща, блеск солнечных лучей на доспехах, отражение в полированном зеркале, которые создают особые технические трудности. Современный британский художник Дэвид Хокни считает, что эти художники использовали методы, разработанные благодаря недавним научным открытиям в области оптики для того, чтобы добиться почти фотографического качества и реалистичности.

Новый стиль был также связан с новым духом изобретательства, изучением пропорций и анатомии, изобретением новых цветов и, прежде всего, открытием перспективы. Математическая перспектива ренессансного типа была неизвестна в Средние века. До эпохи Возрождения Бог-Отец изображался гораздо крупнее человеческих фигур, подчёркивая тем самым ничтожество человека по отношению к Всемогущему. Но в эпоху Ренессанса подобная форма искусства была разрушена.

Конфликт между нарождающейся буржуазией и Церковью – центральный конфликт всего периода зарождения капитализма – отчасти определялся тем фактом, что Церковь обеспечивала главную моральную и религиозную опору для существующего феодального строя.

Это был период, когда буржуазия играла прогрессивную роль, борясь за освобождение от оков феодализма, которые препятствовали её развитию. Идея свободы начала формироваться в воображении людей: в первую очередь свобода от мёртвой руки религии и церкви, которая в конечном итоге привела к Лютеру и Реформации.

Италия Ренессанса

Огромное богатство таких городов, как Флоренция, Генуя, Милан и Венеция, с их могущественными правящими семьями князей-торговцев, создало объективные условия для расцвета искусства, не имеющего аналогов с древних времён.

В этом кипящем горниле интеллектуальной жизни возникали новые школы искусства. Из этих школ идёт плеяда гигантов: Тициан, Микеланджело, Рафаэль и, возвышающийся над всеми ними, Леонардо да Винчи.

Читать  Власти Техаса обвинили наркокартель в насмешках над Нацгвардией США - Газета.Ru

Но не изобразительным искусством единым. За ним поспевала и литература. Изменением в ней служила фигура Данте Алигьери, которого можно рассматривать как последнего писателя Средневековья и первого писателя Нового времени. Петрарка и Боккаччо были, вместе с Данте, величайшими литературными деятелями этого периода. В «Декамероне» Боккаччо мы видим зачатки современного романа.

Другим гением того времени был Макиавелли. Его репутация беспринципного интригана полностью недооценена. На самом деле он был великим учёным и мыслителем эпохи Возрождения. Его «История Флоренции» (которой Маркс очень восхищался) является шедевром исторической науки. Она точно описывает жестокую классовую борьбу, которая бушевала в итальянских городах-государствах в то время. Макиавелли был первым писателем, который дал научный анализ государства, лишённого всех моралистических и идеалистических украшений, и раскрыл его сущность как оружия.

Новое искусство тесно связано с подъёмом буржуазии. И с подъёмом буржуазии мы видим рост индивидуализма в искусстве. Ренессанс – век индивидуализма, смелого утверждения прав человека.

До сих пор истинным предметом искусства был Бог, а не человек. Но точно так же, как Коперник и Галилей «заставили мир вращаться вокруг Солнца», так и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения заставило искусство вращаться вокруг реальных людей. Такое было бы немыслимо в средневековый период.

Не случайно Италия сыграла такую выдающуюся роль в период становления эпохи Возрождения. Италия (вместе с Нидерландами) была родиной капитализма. В городах Северной и Центральной Италии нарождающаяся буржуазия уже напрягала мускулы и обретала собственный голос, становясь всё более и более напористой.

Первые проявления капитализма можно наблюдать в Италии в 13 и 14 веках. Эти века сопровождались самым грандиозным всплеском художественного творчества. Подъём итальянской буржуазии выразился в создании ряда независимых городов-государств. В отсутствие сильной центральной монархии бюргеры Флоренции, Милана, Генуи и других процветающих городов создали города-государства, которые балансировали между императором и папой.

Однако существовала проблема, которая в конечном счёте затормозила развитие капитализма в Италии. Отсутствие национального единства и резкие разногласия между городами-государствами способствовали постоянному вмешательству иностранных держав. Уже в средние века итальянская политика характеризовалась борьбой между двумя противоборствующими группировками – гвельфами и гибеллинами, первые поддерживали папство, вторые поддерживали германских императоров.

Это способствовало хроническим раздорам в городах Северной Италии на протяжении 13 и 14 веков. В результате на протяжении веков Италия была полем битвы, на котором французская, немецкая и испанская армии вели кровопролитные войны, чтобы получить контроль над богатствами страны. Возникшие в результате этого разногласия сделали невозможным развитие Италии как единого национального государства. Таким образом, весь потенциал раннего капиталистического развития был растрачен впустую в результате междоусобных конфликтов, войн и фракционных распрей.

Читать  SHiELD и другие. Перспективы развития авиационных лазерных комплексов США

Леонардо да Винчи и его время

Леонардо был человеком эпохи Возрождения по преимуществу. Больше, чем кто-либо другой, Леонардо был ответственен за то, чтобы возвести живопись на новый уровень и совершить подлинную художественную революцию.

Говоря как о самом Леонардо, так и о десятках других людей того времени, Энгельс писал следующие строки:

«…Герои того времени еще не попали в рабство разделения труда, ограничительные последствия которого, с его односторонностью, мы так часто замечаем в их преемниках. Но что особенно характерно для них, так это то, что они почти все живут в самой гуще интересов своего времени, принимая живое участие в практической борьбе, становятся на сторону той или иной партии и борются кто словом и пером, кто мечем, а кто и тем и другим вместе. Отсюда та полнота и сила характера, которые делают их цельными людьми.»

Его яростно пытливый ум «поворачивался» то в одну, то в другую сторону в поисках решения проблем искусства и науки, и в этом он отражал весь дух своего века. Но в тот самый момент, когда он решил одну проблему, он, казалось, потерял к ней интерес и отправлялся на поиски других. По этой причине он часто оставлял проекты незаконченными и тратил много времени на то, чтобы начать новые (к примеру, ему потребовалось четыре года, чтобы закончить «Мону Лизу»). В других случаях он просто оставлял картины своим ученикам, чтобы те закончили за него. Как будто ему не хватало миров, которые он мог бы завоевать, и не хватало жизней, которые он мог бы прожить.

Он был архитектором и инженером, который планировал прокладку туннелей в горах и соединение рек через каналы. Он предвосхитил теорию Коперника о движении Земли и классификацию Ламарком животных на позвоночных и беспозвоночных. Он открыл законы оптики, гравитации, тепла и света. Он был одержим полётом птиц и провёл много времени, изучая возможность создания летающей машины.

Среди его многочисленных рисунков мы находим один, на котором изображён вертолёт. Кроме того, он разработал танк и парашют, за несколько столетий до того, как эти вещи нашли центральное применение на полях сражений Второй мировой войны. Он также разработал диалектическую философию, в которой воля считалась энергией жизни, и это адекватно отражает внутренний смысл его собственной жизни, которая достигла гораздо большего, чем могли бы достичь обычные люди.

Однако замечательно, что истинный гений Леонардо по-настоящему начал пониматься только в наше время.



Источник

Оцените статью