Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)

Армия







Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Артиллерийский тягач Morris Commercial C8 FAT с 25-фунтовой пушкой гаубицей движутся по понтонной переправе.

С необходимостью переправляться через различные водные преграды сталкивались ещё древние армии. Одним из наиболее старых вариантов военного мостового оборудования, по всей видимости, является понтонный мост. Понтонные переправы в виде «лодочного моста» использовались ещё во времена Древнего Рима и Древней Греции. Так, в годы Первой дакийской войны в 200 году до нашей эры римские военные инженеры справились с задачей постройки большого понтонного моста через Дунай.

Построенный римлянами понтонный мост опирался на лодки. В своей простейшей форме понтоны в те годы представляли собой некую совокупность мелкосидящих в воде лодок, которые были связаны между собой, поверх лодок устанавливалась палуба или настил. Такой понтон возводили на реках и каналах и использовали для переброски войск и грузов. Реальность такова, что с тех самых пор существенных перемен в организации понтонных переправ не произошло. Изменения коснулись главным образом используемых материалов и общей грузоподъемности конструкций.

По схожему принципу в Великобритании в период перед Второй мировой войной была создана целая серия легких понтонных мостов под обозначением Folding Boat Equipment или сокращенно FBE. Дословный перевод – складной лодочный инвентарь или складное лодочное оборудование.

Такие легкие понтонные мосты показали себя эффективным инженерным оборудованием, широко применявшимся британской армией, а также армиями доминионов. Например, канадцами, в годы Второй мировой войны на различных театрах военных действий. Использовали эти транспортабельные и легко устанавливаемые конструкции и американские военные.

Складной лодочный инвентарь (FBE)

Складной лодочный инвентарь – это название британской транспортабельной мостовой системы, которую можно было использовать в качестве понтонного моста, плота, парома или лодок общего назначения. Конструкция, получившая британское обозначение Folding Boat Equipment (FBE), была представлена в конце 1920-х годов и в полной мере удовлетворяла запросам британских военных инженеров.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Folding Boat Equipment Mark II

Данное инженерное оборудование серийно выпускалось в Великобритании все предвоенные годы и несколько раз модернизировалось. К началу войны на вооружении находилось три модификации складного лодочного оборудования.

Читать  МТО: ударный труд и военно-полевой уют

Данные легкие понтонные мосты широко использовались британскими военными на протяжении всей Второй мировой войны как на европейском театре военных действий, так и в Азии. Наряду с модульными мостами и понтонами Бейли легкие понтонные мосты FBE оказали войскам союзников неоценимую помощь в освобождении стран Западной Европы от фашизма.

Несмотря на то, что конструкция FBE была крайне успешной и широко использовалась военными инженерами британской и канадской армии, а также американскими войсками, широкой общественности о данных переправочно-десантных средствах известно достаточно мало.

На вооружение Folding Boat Equipment приняли ещё в 1928 году. Легкий понтонный мост был разработан для обеспечения максимально быстрой переброски легких транспортных средств, артиллерии и пехоты на другой берег водоемов с целью немедленной поддержки штурмовых групп. На развертывание подобных понтонных мостов на местности уходило гораздо меньше времени, чем на развертывание тяжелых понтонов, способных выдержать вес танков и другой тяжелой гусеничной техники.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Складная лодка из набора Folding Boat Equipment

В середине 1930-х годов конструкцию незначительно улучшили. Новая версия получила обозначение Folding Boat Equipment Mk. II.

Разница с вариантом Mark I была минимальной: мостовые прогоны стали шире, а деревянные транспортные ленты рампы заменили на стальные. Одновременно незначительно повысилась грузоподъемность собираемого плота.

Наиболее распространенной была версия Mark III, созданная в 1939 году и активно использовавшаяся все военные годы. Введенные в конструкцию стальные направляющие, опоры и эстакады позволяли организовывать легкие паромные мосты, способные пропускать технику весом до 9–10 тонн.

Состав и возможности применения Folding Boat Equipment

Основу всего набора десантно-переправочного оборудования составляли складные лодки, которые и дали название всему комплекту. Особенностью проекта было то, что в сложенном виде лодки были практически плоскими, что обеспечивало удобство транспортировки и хранения. Каждая лодка состояла из трёх фанерных панелей толщиной полдюйма (1,27 см), соединенных между собой вощёным полотном. С поднятыми бортами и закрепленными распорками лодка получала необходимую жесткость конструкции.

Читать  С замком и электрошокером. Карабины Дж. Фокса

Длина лодки из набора FBE составляла 21 фут и 11 дюймов (примерно 668 см), ширина – 6 футов и 8 дюймов (примерно 203 см). В разложенном состоянии с установленными распорками высота лодки составляла 2 фута и 11 дюймов (примерно 89 см). Каждая лодка весила 940 фунтов или 426 кг.

При использовании в качестве обычной лодки она могла легко переправить на другой берег 16 бойцов с личным оружием и снаряжением. Как правило, лодка приводилась в движение веслами, но можно было использовать и подвесной бензиновый мотор Coventry Victor, развивающий мощность 7,5 л. с. Помимо этого, в состав набора FBE входила и резиновая разведывательная лодка.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Плот с рампами из набора Folding Boat Equipment

Из двух лодок можно было легко создать грузовой плот или паром.

Грузовой плот с рампами собирался из двух лодок, которые соединялись между собой двумя деревянными балками, уложенными и закрепленными поперек лодок по всей их ширине. На эти балки настилались транспортные ленты рампы, длина лент – 14 футов (426,7 см). На транцах крепились поднимающиеся аппарели длиной 9 футов (274,3 см).

Подобный плот обладал грузоподъемностью три тонны и мог перевозить на другой берег колесную технику, которая самостоятельно въезжала и съезжала с плота. Это было удобно, так как в некоторых случаях исключались любые инженерные работы по подготовке береговой полосы. А значит, переброску техники можно было осуществлять в максимально сжатые сроки.

В движение плот приводился либо веслами, либо подвесными моторами. Также с использованием подобного плота можно было организовать и паромную переправу. По нормативам на сборку плота отводилось пять минут. в ночное время норматив удваивался.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Палубный плот FBE Mk. III, переправа 25-фунтовой пушки-гаубицы и джипа в Бирме.

Второй вариант постройки плота предусматривал обустройство палубы.

Читать  Зачем им всем авианосцы? Южная Корея

Палубный плот увеличивал грузоподъемность до 4,5 т (в версии Mk. III – до 5,2 т). В конструкции также использовались две лодки, но палуба размещалась перпендикулярно их длине (в варианте с рампами транспортные ленты шли вдоль лодок).

Палубные настилы были деревянными, для их изготовления использовалась дугласова пихта. Несмотря на увеличение грузоподъемности, такой вариант являлся менее гибким и более сложным в эксплуатации. Так как для погрузки и выгрузки техники требовалось наличие пристани, либо собранных рамп на обоих берегах.

Несколько соединенных между собой плотов FBE формировали мостовые пролеты, которые с добавлением эстакад превращались в легкую паромную переправу. Повысить грузоподъемность переправы можно было сочленением между собой двух лодок.

Максимальная грузоподъемность понтонных мостов, собранных с использованием наборов FBE Mark III, достигла 9–10 тонн. Они должны были выдерживать полностью загруженный 3,5-тонный грузовой автомобиль и 25-фунтовую пушку-гаубицу с тягачом.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Схема легкой понтонной переправы из набора FBE Mk. III

Так как десантно-переправочные средства были складными и разборными, их транспортировка упрощалась. Для перевозки складного лодочного инвентаря обычно использовались специальные модификации грузового автомобиля Albion BY5, каждый из которых мог перевозить три лодки в сложенном состоянии. Дополнительно можно было использовать колесные прицепы, также рассчитанные на перевозку трёх лодок в сложенном состоянии.

Складной лодочный инвентарь, разработанный в межвоенный период, хорошо показал себя в годы Второй мировой войны. Оборудование выпускалось все военные годы без существенных изменений и оставалось на вооружении и после завершения боевых действий.

Помимо всего прочего, ещё в довоенные годы комплекты FBE использовались в Великобритании и в гражданских целях. Например, во время наводнения в Фенленде в 1937 году.

Складной лодочный инвентарь. Folding Boat Equipment (FBE)
Грузовик Albion BY5, переоборудованный под перевозку складных лодок.

Источник: https://topwar.ru/179460-skladnoj-lodochnyj-inventar-folding-boat-equipment-fbe.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий