ВМС Польши между мировыми войнами

Армия
ВМС Польши между мировыми войнами

Зарождение

По итогам развала трёх империй (Российской, Германской и Австрийской) польское государство в 1918 году возродилось. Вместе с возрождением оно прихватило ряд собственно русских и германских земель, получив в качестве бонуса 90 км балтийского побережья, которое теперь предстояло оборонять. Так что создание польского флота было явлением логичным и неизбежным, особенно с учётом того, что Версальские соглашения не могли держаться вечно, а бардак в России, порождённый Гражданской войной, был явлением сугубо временным. И вопрос для воссозданной Речи Посполитой стоял, скорее, не в том, придётся ли отвечать за аннексированные земли, а в том – КОГДА придётся.

Строго говоря, военно-морская компонента как раз особых забот вызывать не должна была. 90 км это 90 км, четыре тяжёлых батареи перекроют их полностью, а если пушки будут калибром хотя бы 305 мм и в башнях, да с подземельями из бетона – по типу батарей советских… Их не только с моря, их с суши не угрызёшь. Если же ещё выставить минные поля, а за ними запрятать торпедные катера и с воздуха прикрыть сотней самолётов – выйдет крепость похлеще Порт-Артура. Остальные же средства для поляков целесообразно было тратить на армию – узкий коридор к морю был зажат, между Восточной Пруссией и собственно Германией, а ещё с Востока к нему примыкал вольный город Данциг, формально независимый, но на 95 процентов немецкий. Да и в целом – имея в потенциальных противниках СССР, Германию, Литву и ЧСР, оккупировав огромные территории с украинским и белорусским населением, заморачиваться этим самым коридором и морскими делами смысла особого не было. Для удержания нахапанного и подавления возможных бунтов нужна была армия, а не флот. Но…

ВМС Польши между мировыми войнами

«10 февраля 1920 года в Пуцке, единственном городе (фактически рыбацком посёлке на побережье Балтийского моря), подаренном Польше, состоялась свадьба Польши с морем. Кольца изготовил командующий Поморским фронтом генерал Юзеф Галлер вместе с делегацией кашубцев и местных рыбаков.»

А в 1922 году начинается строительство порта и города Гдыня, а с 1928 года – на Хельской косе возводится военно-морская база и укрепрайон Хель для прикрытия порта. В принципе, ничего такого в этом не было – свой порт (хотя при особых правах в Вольном городе Данциг можно было не заморачиваться) это завсегда хорошо, да и охранять его надо. Но поляков несло и помимо своего они отхватили кусочек Данцига, создав там склады и базу – Вестерплатте. Ну и корабли, в общем, планов было громадьё, поляки хотели ни много ни мало колоний:

ВМС Польши между мировыми войнами

«В 1937 году были изданы «Колониальные тезисы Польши». С этого времени Польша стала регулярно проводить «Неделю моря» под девизом «Нам нужны сильный флот и колонии». В 1938 году было решено проводить так называемые «Дни колоний» с массовыми демонстрациями и торжественными богослужениями в костелах. Морская и колониальная лига призывала: «Пусть никто не останется равнодушным, пусть голос каждого превратится в сильный крик: Требуем свободного доступа к ресурсам! Требуем колоний для Польши!». Колониальные притязания распространялись на Того, Камерун, Мадагаскар, Либерию, землю в Бразилии, Аргентине и даже на участок в Антарктиде. Польша хотела отобрать у Португалии Анголу и Мозамбик, разместить поселенцев во французских колониях в Африке. Обсуждалась также Родезия. Была также предпринята попытка заявить свои претензии на Тринидад и Тобаго, Гамбию.»

Читать  Броневик вместо мотоцикла. Проект Hillman Gnat (Великобритания)

А для этого нужен был мощный флот.

Ожидания

ВМС Польши между мировыми войнами

А с ним не сложилось, что-либо поиметь с Советской России не вышло, а с Германии досталось шесть миноносцев – четыре типа «А» и два «V-105» и «V-108» из голландского заказа. К ним прилагались четыре тральщика типа «FM» и два выкупленных у финнов СКР типа «Водорез» Русского флота. В принципе – мечта, укрепляй Гдыню и Хель, строй замену полученным кораблям… Но повторюсь, это поляки:

«Разработанная в 1920 г. 10-летняя программа военного кораблестроения предусматривала постройку ни много ни мало двух линкоров, шести крейсеров, 28 эсминцев и большого число малых кораблей.»

При этом, по информации польского же источника, денег в стране было катастрофически мало:

«Польское государство в то время было разорено войнами и бедностью, о чём свидетельствует тот факт, что в рамках экономии было принято решение выделить средства на топливо только для части кораблей. По пути в Гданьск они должны были отбуксировать остальных.»

Но планам это ведь не помеха, правда? И в 1924 году разработана новая программа, в этот раз малая:

«…за 12 лет польские ВМС должны были пополниться 2 крейсерами, 6 эсминцами, 12 миноносцами, 12 подводными лодками.»

Которая, впрочем, тоже провалилась за неимением денег, и в 1936 году, когда стала ясна непосильность второй, принята была третья программа… тоже невыполненная:

«…до 1942 г. предусматривалась постройка 8 эсминцев, 12 подводных лодок, 1 минного заградителя, 12 тральщиков и 10 торпедных катеров.»

Ну, хоть похожа на реальную. Кстати, о реальности.

Реальность

ВМС Польши между мировыми войнами

Реальный флот Польши начинался с крейсера, вернее, не совсем крейсера. В 1927 году поляки купили у бельгийцев французский бронепалубный крейсер «Д’Антркасто», переименовали его в «Балтик» и использовали как учебный корабль. Зато круто – и французский, и настоящий… почти. Вторым по водоизмещению в польском флоте стал минзаг, он же президентская яхта «Gryf», в 2200 тонн и о шести 120 мм орудиях, способный взять 600 мин. ПВО, правда, только два двуствольных «бофорса», а скорость в 20 узлов, но для береговой обороны вполне ничего. А вот с эсминцами поляков явно несло, причём не только с типами, но и с планами:

Читать  За Родину! Контрудар по новому «блицкригу»

«Эсминцы в случае необходимости должны были иметь возможность быстро достичь района советской базы в Ленинграде и провести не менее двух атак на корабли противника, прежде чем они достигнут польского побережья, в том числе и линкоры, направляющиеся в сторону Гдыни и Хеля.»

Ну а недобитых «москалей» должны были добить субмарины. Что сотворили бы с четвёркой эсминцев Польши пара «Кировых», пара лидеров и 6-8 семёрок – лучше и не думать, поляков жалко даже на минуту становится. Первая пара из этой четвёрки – клоны французских «Bourrasque», с четырьмя орудиями 130/40 и 2X3 ТА 550 мм. Вторая пара – тип «Гром», способны нести семь орудий калибра 120 мм и являлись то ли лидерами (советские несли 5 орудий, например), то ли уже безбронными лёгкими крейсерами. Помимо этой четвёрки поляки обладали подводным флотом – пять субмарин (из них три подводных минных заградителя постройки начала 30-х годов), 6 малыми тральщиками в 200 тонн водоизмещения и, собственно, всё. С кораблей начала 20-х годов до войны дожили две канлодки, экс-русских СКР. Вышло классическое «на кота широко, а на собаку узко». Для войны что с СССР, что с Германией этого было ничтожно мало, для обороны побережья – чрезмерно. А потраченные деньги ушли, а ведь можно было построить танки, самолёты, артиллерийские орудия… На одних эсминцах стоял артполк, да ещё и с зенитным прикрытием. И что в итоге вышло?

Война

ВМС Польши между мировыми войнами

Собственно, участие ВМФ в обороне Польши свелось к трём операциям, причём одна из них началась ещё до начала войны и была самой успешной. Называлась она «план Пекин» и заключалась в бегстве трёх из четырёх эсминцев в Англию. 29 августа в 12:55 по получению сигнала эсминцы рванули к Датским проливам и на момент начала войны уже находились в Северном море. Четвёртый эсминец вместе с минзагом были потоплены Германской авиацией в Хеле на третий день войны. Дело в том, что вся морская авиация Польши насчитывала шесть гидросамолётов…

Читать  Проект 21180М: ледоколы будущего

Второй операцией можно очень условно назвать оборону Вестерплатте, если, конечно, бои Данцигского ополчения с ротой поляков можно характеризовать таким словом. Даже то, что по полякам пострелял линкор «Шельзвиг-Гольштейн» (додредноут эпохи русско-японской), её таковой не делает. Впрочем, рота поляков честно отбивалась аж неделю, потеряв 15 человек и нанеся немцам серьёзные потери в 400 человек. Кажется мне – в основном местным ополченцам, а не приданной им штурмовой роте… В Польше это сейчас национальный миф, вроде как у нас о Брестской крепости, хотя, конечно, масштабы лучше не сравнивать, да и поднимать белый флаг наши как-то не умели… Сами поляки, кстати, о сдаче в своей прессе молчали, рассказывая сказки о бое до последнего живого солдата:

«В восьмой день польско-немецкой войны, 8 сентября сего года в 11 часов 40 минут, в доблестной борьбе на боевом посту пал смертью храбрых последний защитник из гарнизона Вестерплатте, защищавший Польскую Балтику.»

Третий эпизод – оборона ВМБ Хель. Она как раз продолжалась месяц, но Хель – это коса, там было сосредоточено три тысячи солдат, весь польский флот и три береговых батареи. Было и зенитное прикрытие, и минные поля. Соответственно, немцы какое-то время не особо и рвались расшибить себе лоб. А когда начали всерьёз – Хель с уцелевшими кораблями быстро капитулировал. И правильно сделал – к 2 октября Польши уже не было. Субмарины, правда, ушли – три в Швецию, две в Англию.

Итог

Всё-таки полякам, потратив огромные деньги, удалось выстроить и ВМС, и инфраструктуру, но при первом же столкновении с противником, воевать с которым готовились 18 лет, всё это оказалось практически бесполезным. Для примера можно взять ту же Финляндию – потратив денег гораздо меньше, они создали ВМС гораздо эффективнее, просто по той причине, что не собирались колонизировать Африку и Антарктиду.

Источник: https://topwar.ru/181588-bessmyslenno-i-besposchadno.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий