Задача десятилетия: начато строительство головной ПЛАРБ типа Columbia

Армия







Задача десятилетия: начато строительство головной ПЛАРБ типа Columbia
Проектное изображение ПЛАРБ USS Columbia (SSBN-826). Графика GDEB

ВМС США разместили заказ на строительство головной и первой серийной атомных подлодок с баллистическими ракетами нового проекта Columbia. Выполнение этого контракта фактически началось и будет продолжаться до начала тридцатых годов. Появление новых кораблей типа «Колумбия» позволит провести замену устаревающих ПЛАРБ Ohio и сохранить потенциал морской компоненты стратегических ядерных сил на должном уровне.

История контрактов

Научно-исследовательские работы по перспективной ПЛАРБ для замены «Огайо» стартовали на рубеже двухтысячных и десятых годов. В декабре 2012 г. компания General Dynamics Electric Boat (GDEB) получила контракт на предварительное проектирование новой подлодки. Стоимость работ оценили в 1,85 млрд долл. в ценах того времени.

В сентябре 2017 г. запустили новый этап программы, целью которой были разработка технического проекта и рабочей документации для последующего строительства. Стоимость этого контракта составила 5,1 млрд долл. Комплект документации, позволяющий начать строительство, должен был появиться в 2020 г.

5 ноября Пентагон и GDEB заключили новый контракт, на этот раз на строительство и испытания головной и первой серийной подлодок. Стоимость двух кораблей – 9,474 млрд долл. Работы стартуют в 2021 ф.г. и будут продолжаться до начала тридцатых годов. В ближайшем будущем ожидается появление новых заказов на следующие подлодки серии. Актуальные планы ВМС США предполагают строительство 12 ПЛАРБ нового типа в срок до 2040-42 гг.

Задача десятилетия: начато строительство головной ПЛАРБ типа Columbia
«Колумбия» в разрезе. Графика US Naval Institute

Головная подлодка проекта, как уже было известно, получила имя USS Columbia и тактический номер SSBN-826. Первую серийную назвали USS Wisconsin и присвоили ей номер SSBN-827.

Особенности строительства

Строительство подлодок нового типа будет осуществляться компанией GDEB в г. Гротон (шт. Коннектикут), являющейся одним из основных производителей атомных подлодок для американского флота. Часть работ доверят субподрядчику в лице компании Huntington Ingalls Industries – она получит ок. 25% от общей стоимости заказа.

Читать  Перспективное специальное шасси СККШ-586

Специально для выполнения новых контрактов на перспективные подлодки на заводе в Гротоне строится сборочный комплекс South Yard Assembly Building (SYAB) с крупными эллингами. Строительство этого объекта завершится в 2023 г. и вскоре после этого его подключат к работам.

В последние месяцы GDEB выполнила подготовку к строительству, и в начале октября стартовали первые работы по головному кораблю. При этом об официальной закладке пока не сообщалось, вероятно, церемонию проведут в ближайшее время.

До 2023 г. компания-подрядчик должна будет изготовить все основные секции корпуса и выполнить часть работ по монтажу внутреннего оснащения. В 2024 г., после готовности комплекса SYAB, начнется стыковка готовых блоков. Последующие работы займут еще несколько лет. Готовую «Колумбию» выведут из эллинга только в 2027 г. Ходовые испытания планируется завершить в 2030 г., а в 2031-м корабль войдет в боевой состав флота и отправится на дежурство.

Задача десятилетия: начато строительство головной ПЛАРБ типа Columbia
Запуск ракеты с борта лодки Columbia. Графика US Navy

Первая серийная ПЛАРБ нового типа будет заложена только в 2024 г., и ее будут строить по тем же принципам. К концу десятилетия выполнят модульное строительство и стыковку блоков, а также выведут лодку из цеха и спустят на воду. Ходовые испытания проведут в начале тридцатых, и в 2032 г. «Висконсин» пополнит СЯС США.

Всего запланировано строительство 12 перспективных ПЛАРБ типа Columbia. В дальнейшем Пентагон подпишет новые контракты на 10 серийных субмарин. Их строительство будут последовательно запускать во второй половине двадцатых годов. Точные сроки и стоимость строительства отдельных подлодок серии пока остаются неизвестными. Сдача кораблей запланирована на 2032-42 гг. – по одной подлодке в год.

По мере поступления на службу подлодки будут распределяться между Атлантическим и Тихоокеанским флотами. По всей видимости, их разделят поровну. Корабли будут нести службу на существующих базах ВМС. Так, ПЛАРБ «Огайо» в настоящее время приписаны к базам Китсап (шт. Вашингтон) и Кингс-Бей (шт. Джорджия).

Читать  Мотивированная жестокость. Скорбные приключения «Королевского тигра» в Кубинке

Перспективная замена

В настоящее время морскую компоненту СЯС США составляют 14 ПЛАРБ типа Ohio. Самая старая из них начала службу в 1984 г., а самую новую ввели в состав ВМС в 1997-м. Средний возраст подлодок приближается к 30 годам, и они уже устаревают морально и физически, из-за чего необходимо принимать меры по замене.

Согласно актуальным планам Пентагона, процесс отказа от лодок «Огайо» начнется в 2029 г. Ежегодно флот будет списывать одну-две подлодки, и в 2039 г. они полностью уйдут со службы, уступив свое место современным «Колумбиям». При этом к моменту списания последней ПЛАРБ типа Ohio в составе ВМС будет не более 9 новых подлодок – оставшиеся 3 поступят на службу уже после полного списания предшественников.

Задача десятилетия: начато строительство головной ПЛАРБ типа Columbia
ПЛАРБ USS Tennessee (SSBN-734) типа Ohio — в строю с 1988 г. Фото US Navy

Следует отметить, что планируемая замена не будет равноценной с точки зрения количества. 14 нынешних субмарин заменят только 12 перспективными. Такое сокращение ракетоносного подводного флота связано как с ростом стоимости новых кораблей, так и с повышением их боевой эффективности. Впрочем, ВМС не считают, что сокращение численности ПЛАРБ негативно скажется на общих возможностях стратегических ядерных сил и, соответственно, на национальной безопасности.

Преимущества прогресса

ПЛАРБ типа Columbia будут иметь длину ок. 170 м и водоизмещение более 21,1 тыс.т. За счет внедрения новых технологий и компонентов удалось повысить основные характеристики, а применение готовых изделий позволило оставить стоимость на приемлемом уровне. Разработана новая ядерная энергоустановка со сроком службы 42 года (не менее 140 походов). В отличие от кораблей предыдущих поколений, ЯЭУ будет работать без замены топлива.

«Колумбии» вооружат баллистическими ракетами Trident II D5 в количестве 16 ед. К моменту начала службы подлодок-носителей эти ракеты получат новое боевое оснащение, расширяющее круг решаемых боевых задач. Замена ракетного комплекса пока не планируется.

Читать  Новый русский флот: первые УДК, фрегаты и подводные лодки

В соответствии с планами ВМС, подлодки нового проекта начнут службу в 2031-42 гг. и будут служить не менее 40 лет каждая. Головной корабль спишут не ранее 2070 г., а последние уйдут со службы только в восьмидесятых годах. Ожидается, что большие сроки эксплуатации в сочетании с современными технологиями позволят сократить стоимость жизненного цикла в сравнении с нынешними подлодками типа Ohio.

Между двумя этапами

Все стадии разработки перспективного проекта подлодки стратегического назначения заняли более 10 лет и успешно завершены. Теперь проект Columbia переходит на новый этап – начинается строительство головного корабля. Американские судостроители и ВМС получают повод для гордости и оптимизма в отношении перспектив СЯС.

При этом стартовавший этап программы тоже не будет быстрым. ПЛАРБ USS Columbia (SSBN-826) сдадут только через 10-11 лет, а следующие корабли начнут службу еще позже. Впрочем, высокий приоритет проекта требует высокой ответственности. Работы ближайших лет определят облик СЯС и повлияют на национальную безопасность в течение нескольких десятилетий. Поэтому судостроители не будут и, возможно, не смогут торопиться.

Источник: https://topwar.ru/177086-zadacha-desjatiletija-nachato-stroitelstvo-golovnoj-plarb-tipa-columbia.html

Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий