Режиссер «В созвездии Стрельца» объяснил исторические нестыковки

Культура

Жизнь футболиста Эдуарда Стрельцова напоминает сценарий захватывающего фильма. Парень из народа, в шестнадцать лет он стал игроком столичного «Торпедо», а в восемнадцать — звездой сборной СССР. Стрельцов моментально превратился в народного героя и знаменитость с непростым характером. Прическа тедди-боя, репутация дамского угодника плюс далеко не спортивные отношения с алкоголем придавали его персоне что-то вроде рок-звездной харизмы, хотя в конце пятидесятых таких терминов еще не было.

На пике карьеры футболиста осуждают на двенадцать лет тюрьмы по практически не доказанному обвинению в изнасиловании, но, проведя в лагерях половину срока, после досрочного освобождения Стрельцов находит в себе силы вернуться в большой футбол. Эдуард Анатольевич умер от рака легких в 53-летнем возрасте и навсегда остался для любителей футбола советским Пеле и спортсменом поистине героического мужества.

«В созвездии Стрельца» — не первый кинопроект, где появляется образ легендарного футболиста, но первый сериал, в котором жизнь Стрельцова представлена в подробностях. Картина была готова еще пять лет назад, и поначалу ее планировали показать в преддверии чемпионата мира по футболу 2018 года, но запутанный процесс большого телепрограммирования завершился в пользу показа сериала только сейчас.

Режиссер проекта Роман Гапанюк признает, что под впечатлением от чемпионата мира сегодня снял бы футбольные сцены пожестче, хотя и пять лет назад для работы над такими сценами использовались самые современные технологии.

Режиссер «В созвездии Стрельца» объяснил исторические нестыковки
Режиссер сериала «В созвездии Стрельца» Роман Гапанюк





«Сам сериал снят в стиле 50-60-х годов, но футбольные сцены выглядит по другому, — сказал Роман Гапанюк в беседе с «МК». — Тогда весь футбол снимали на общих планах, потому что техника не позволяла делать это иначе.

И, если бы мы сделали так же, то получилось бы очень скучно. А вообще съемка футбольных боев — это чистая технология. Главное понять, кто в какую сторону должен бежать и как это нужно снять.

С нами работал настоящий футбольный тренер Владимир Конев, который подбирал команды и разводил все сцены. Из артистов в этих сценах участвовали только те, кто играл важные роли. Других футболистов изображают настоящие футболисты, а не массовка».

В архивах осталось не так много кадров, на которых видна игра Стрельцова, но в процессе подготовки к съемкам все же удалось изучить важные детали. Актер Дмитрий Власкин, сыгравший Стрельцова, занимался с торпедовским тренером Олегом Левиным, и в итоге освоил такие футбольные элементы как стрельцовский пас, ложный замах и раскачку. При этом на площадке актеру помогал дублер — белорусский футболист Владимир Маковский. Власкин старался многое сделать самостоятельно, но когда на общем плане нужно было забить мяч в ворота, причем издалека, актера подменял профессионал.

«Конечно, актерам тоже пришлось попотеть, — вспоминает режиссер сериала. — Случалось так, что и падали и даже скорую помощь вызывали. Однажды у кого-то из актеров был день рождения, и ребята по глупости его отметили. На следующий день им конечно было тяжело наматывать круги на поле, все-таки съемочная смена — двенадцать часов».

На роль Стрельцова пробовались разные актеры, среди претендентов были и довольно известные, например Алексей Хориняк и Антон Пампушный. Но в итоге через три месяца проб было решено остановиться на Дмитрии Власкине, для которого эта роль стала большим дебютом, потому что на тот момент его фильмография состояла буквально из пары строчек. Молодому актеру предстояло показать и драматическую игру, и физическую форму, и умение стареть в кадре.

«По сюжету сериала главный герой проходит путь от юноши до взрослого мужчины, отсидевшего несколько лет в тюрьме, — говорит Роман Гапанюк. — Сам Стрельцов очень изменился за эти годы. Но мы даже не рассматривали возможность того, что Стрельцова в разные годы будут играть разные люди. В общем, от актера требовалась некоторая пластичность, чтобы он мог отразить и возрастные изменения и эмоциональные.»

Кроме Стрельцова, в сериале есть и другие исторические персонажи, кастинг которых иногда производил впечатление на режиссера и продюсеров сериала. Так, одним из претендентов на роль Хрущева был актер Валерий Баринов, а на министра МВД Николая Дудорова пробовался Сергей Юшкевич.

Режиссер «В созвездии Стрельца» объяснил исторические нестыковки
Кадр из сериала предоставлен пресс-службой Первого канала





«Оба очень известные актеры, которым давно не нужно ничего никому доказывать, но их отношение даже не к съемкам, а только кастингу меня приятно удивило, — вспоминает Роман Гапанюк. — Баринов пришел в льняном костюме, вышиванке и соломенной шляпе, то есть прямо готовый Хрущев. А Юшкевич, несмотря на то, что одевается довольно современно, выбрал строгий министерский костюм и галстук. То есть оба уже предложили образы и показали свою большую заинтересованность в проекте, в то время как некоторые их коллеги приходили на кастинг исторического сериала в шортах и майках».

Многие режиссеры, работавшие над историческими проектами, указывают на то, что подбор актеров и особенно актрис в такие фильмы всегда идет с большими сложностями. Современный городской образ жизни в немалой степени отразился на внешности людей, и теперь найти лицо как в пятидесятые или шестидесятые годы не так-то просто.

«В девяностые и нулевые пошел бум на сериалы с современной тематикой, и многие актрисы увлеклись пластикой ради того, чтобы хорошо выглядеть в кадре. — отметил режиссер «В созвездии Стрельца». — Но потом мода на современность уступила место моде на ностальгию, и подтянутые лица многим подпортили карьеру. Сейчас все увлекаются татуировками, и молодые актеры и актрисы почему-то не думают о том, что для многих ролей такое не предполагается. Спортивные накачанные тела для ретро тоже не подходят, потому что раньше у людей была естественная мускулатура. Все это создает некое сито для артистов, если речь идет об исторических проектах».

А еще ретро-фильмы вызывают целые потоки критики от людей, которые готовы изучать каждый сантиметр кадра на предмет его исторической достоверности. Съемочная группа сериала «В созвездии Стрельца» за советским шиком отправилась в Белоруссию. Минский стадион «Динамо», на который удалось попасть до реконструкции, аэродром «Боровая», вокзал в Бресте — все эти объекты передавали дух времени, хотя и не лишали самых дотошных зрителей возможности увидеть новодел.

«Прически парики, костюмы, специально сшитая спортивная форма — всему этому мы уделили много внимания. Но асфальт не перекладывали, — вспоминает режиссер. — И мне кажется, когда люди пишут «почему у вас в кадре плитка на вокзальной площади?», то зритель не туда смотрит. Дело не только в плитке. Люди в те времена и ходили и говорили по-другому. Почему-то к спектаклям таких претензий нет, хотя в театральных постановках на исторические темы тоже смещаются акценты для того, чтобы современному зрителю все было понятно.

Режиссер «В созвездии Стрельца» объяснил исторические нестыковки
Кадр из сериала предоставлен пресс-службой Первого канала





Важна история, которая интересна сегодня. Вот нас упрекают в том, что у нас в кадре футболисты курят. Так они и курили в то время. Тогда футболисты вели другой образ жизни и те, кто выдает такие претензии, просто сами не очень понимают приметы эпохи».

В тоже время в сценарии сериала есть сюжетные линии, которые не в полной мере соответствуют историческим событиям. И в этом отношении сериал вряд ли можно назвать байопиком, потому как правду жизни в некоторых ситуациях принесли в жертву драматургии.

«Правда в том, что жена Стрельцова подала на развод после возбуждения уголовного дела, и свою дочку впоследствии он практически не видел. А мать футболиста не умерла, пока Стрельцов был в тюрьме, и после освобождения он какое-то время жил вместе с ней.

В нашем сценарии мать Стрельцова умирает, когда он отбывает срок, а отношения с женой у главного героя восстанавливаются. Это не правда жизни, но так нужно было по драматургии сериала, по развитию сюжетных линий. И Игорь, сын Стрельцова от второго брака, согласился с этим, когда работал вместе с нами над сценарием, — говорит Роман Гапанюк. — А еще в истории с футболистами нам очень помог Эдуард Малофеев (советский футболист, тренер минского «Динами» и сборной СССР — МК).

Эдуард Васильевич лично знал Стрельцова и тренировался вместе с ним, после того как он вышел из тюрьмы и вернулся в футбол. Малофеев рассказал мне, что Стрельцов после тренировок, стоя в душе, мочился кровью, потому что на зоне ему, видимо, отбили почки. Можно только представить, какую физическую боль он испытывал выходя на поле. И это тоже правда, хотя показывать такое было бы не совсем корректно по отношению к герою. Но когда я все это узнал, то в моем восприятии Стрельцов стал еще большим героем».

Читайте материал «Мифы и правда об Эдуарде Стрельцове: сериал глазами историков»

Источник: https://www.mk.ru/culture/2020/08/28/rezhisser-v-sozvezdii-strelca-obyasnil-istoricheskie-nestykovki.html

Читать  Умер духовный лидер тысяч россиян: мистика Владислава Крапивина
Оцените статью
Pro-Вести - информационный портал
Добавить комментарий