Кто такой вагоновожатый, что он делает и как им стать? | Общественный транспорт | Общество

Общество

В словарях дается очень краткое определение термина «вагоновожатый» — это человек, управляющий трамваем. Сегодня тех, кто водит этот старейший вид общественного электротранспорта, чаще называют просто — водителями трамваев. При этом из обихода слово «вагоновожатый»  не исчезло. Например, во время конкурсов профмастерства выбирают лучшего вагоновожатого.

Когда появились первые вагоновожатые?

Первые вагоновожатые появились с первыми трамваями (в переводе с англ. tram — вагон, тележка и way — путь). Правда, сначала они больше походили на ямщиков. Так как водили не трамваи, а конки – пассажирские вагоны, которые по рельсам тащили лошади. По данным Большой российской энциклопедии, в городах Российской империи конно-железная дорога была популярна вплоть до первой половины XX века.

Отечественную разработку в области создания электротранспорта вел инженер Федор Пироцкий. В 1880 году Пироцкий запустил в Петербурге первый экипаж на электрической тяге, пущенный по рельсам конки. Под давлением владельцев конок, не желавших конкуренции на прибыльном рынке, власти отказались поддержать новаторскую идею с безлошадным транспортом. Без финансирования Пироцкий переключился на другие проекты, а его идею подхватили изобретатели из Америки и Германии. В итоге первая в мире регулярно действующая линия для пассажирского электрического трамвая была построена немецкой компанией Сименс. И в 1881 году в пригороде Берлина был пущен первый электрический трамвай. В России же регулярное пассажирское трамвайное движение открылось в Киеве лишь в 1892 году,  постепенно распространяясь по стране. В Москве электрические трамваи поехали в 1899 году. Интенсивный рост трамвайного движения в России пришелся на 1920-1930 годы. А к 1991 году СССР имел самую большую трамвайную сеть в мире.

Почему первым вагоновожатым было тяжело работать?

Рабочий день мог длиться по 12-16 часов в одну смену, с небольшим перерывом. Площадки управления трамваем были не застекленными (как сейчас), а открытыми. Работать приходилось в непогоду, причем стоя, так как садиться во время движения не разрешалось.

Остановить многотонную машину можно было только с помощью тяжелого ручного тормоза. Поэтому сначала остановок было всего две — в начале железнодорожного пути и в конце. Позже трамваи тормозили по требованию пассажиров, а потом — в специально отведенных местах. Правда пассажиры еще долго, по привычке, продолжали запрыгивать и выпрыгивать из трамваев на ходу, подвергая себя смертельной опасности.

Так, в нижегородской хронике сохранилась жалоба на работу персонала трамвая. «Нас просят обратить внимание на большое число случаев падения при выходе пассажиров из вагона электрической железной дороги…Иному пассажиру не хочется ехать дальше, и он прыгает с вагона на полном ходу. А большинство проезжей публики незнакомо с теми последствиями, которыми может сопровождаться прыжок с вагона», — говорится в обращении к администрации электрической дороги. Заканчивается просьба фразой: «Не мешало бы внушить кондукторам, чтобы они или останавливали каждый раз вагоны по просьбе пассажиров, или не допускали бы неопытных прыгать из вагона на ходу».

Читать  Путин: дистанционный способ обучения должен только дополнять традиционный | Образование | Общество

До 1920 года в Москве людей, которые не вмещались в вагоны, цеплялись за них и ехали на подножках, называли «висельниками». Впрочем, такое явления было распространено и за пределами столицы.

Трамваи передвигались в среднем со скоростью 12 км в час. В Курске, например, где трамвайное движение открылось в 1898 году, городская управа предписала, чтобы водители ездили не быстрее кареты губернатора.

Еще одним минусом работы вагоновожатых в годы становления электротранспорта было отсутствие элементарных условий для отдыха. Ели где придется, спали также. В истории нижегородских трамваев в период с 1896 по 1919 годы указано, например, что на конечных станциях трамвайных путей не было служебных помещений для обогрева персонала. Зимой водители и кондуктора сами делали из снега юрты, заливали их водой и там прятались от ветра.

А в Барнауле в 1940-1950 годах, чтобы не замерзать зимой, вагоновожатые ставили себе в кабинах под ноги нагретые кирпичи и носили двойные валенки.

Что носили вагоновожатые в советское время?

В Советском Союзе трамвай относился к коммунальному хозяйству и находился в ведении НКВД. Вагоновожатым было предписано носить форму (китель и фуражку). А в петлице — значок, изображающий скрещенный молоток и французский ключ, рассказали в 2016 году АиФ.ru бывшие водители трамваев из Омска, супруги — Евгений Федорович и Валентина Михайловна Лисины.

По сведениям портала русская-символика.рф, молоток и французский разводной ключ в разные годы изображались на отличительных знаках (целиком или в составе эмблем) ремонтных бригад (1922), командного состава военных сообщений и железнодорожных войск, слушателей военно-транспортной академии, курсантов школы военных сообщений (1936) и даже на погонах войск химической защиты (1943).

Также на антикварных аукционах можно найти форменные пуговицы вагоновожатых первой половины XX века. На них изображен стоящий на рельсах трамвай с токоприемником.

Кстати, женщины форму не особо любили. «Хотелось наряжаться, — вспоминает Валентина Лисина, — у нас были такие красавицы! Шиньонам некоторых могли позавидовать иностранные кинодивы».

Читать  ОНК: сбившая трёх детей Башкирова обжаловала приговор | Право | Общество

Когда появились первые женщины-вагоновожатые?

Изначально управление трамваем считалось исключительно мужской работой. Это в первую очередь связано с большой физической нагрузкой и не лучшими условиями труда.

Все изменилось 28 января 1914 года, когда началась Первая мировая война. Мужчин стали забирать на фронт и только тогда женщинам разрешили работать в сфере транспорта. И то – кондуктором или стрелочницей.

Первой женщиной-вагоновожатой в Крыму стала Мария Николаевна Литвиненко. Она наперекор всем запретам освоила профессию вагоновожатого и вышла в рейс.

«Первый год после пуска в Симферополе трамвая его обслуживали исключительно мужчины. В 1915 году, когда я поступила в бельгийское трамвайное акционерное общество, один водитель втихомолку начал меня учить. Доведу я, бывало, вагон от нынешней улицы Буденного до тупика и отдаю ручку водителю. Но вот, научившись управлять, повела вагон сама. И тут случилась история: богачи-пассажиры испугались, что вагон ведет женщина, заявили об этом директору акционерного общества. Вызвали нас обоих и лишили жалования. Но меня спасло то, что в ту пору трудно было взять на работу мужчину: шла война. Так что меня можете считать первой женщиной-водителем симферопольского трамвая», — рассказала в интервью «Крымской правде» в 1955 году Литвиненко.

После Октябрьской революции новая советская власть пропагандировала равенство труда. С этих пор женщины-вагоновожатые постепенно переставали шокировать пассажиров.

Как работали вагоновожатые в первые годы Великой Отечественной войны?

В период Великой Отечественной войны военное положение вводилось не только в городах, но и в трамвайных депо. От вагоновожатых требовалось соблюдать чрезвычайную осторожность, чтобы не быть обнаруженными врагом с воздуха. Был объявлен режим светомаскировки, который предписывал уменьшать в трамвае освещение салона и накал фар в ночное время. Кроме того, нужно было маскировать  депо и заводы, где производились трамваи.

Так, в первые годы войны постановлением исполкома Москвы (конец июня 1941 года) были разработаны правила работы вагонных бригад в условиях воздушной тревоги и химического нападения:

  • Вагоновожатые и кондуктора на работе были обязаны иметь при себе исправный противогаз. По сигналу химической тревоги надеть их.
  • В ночное время нормальное освещение вагонов переключалось на маскировочное.
  • По сигналу воздушной тревоги вагоновожатый был обязан срочно остановить трамвай, причем в таком месте, чтобы не мешать уличному движению.  Также было запрещено тормозить на перекрестках, мостах или у крупных фабрик и воинских частей.
  • Покидать машину водителю трамвая и кондуктору запрещалось, за исключением несчастных случаев. Выпустив пассажиров, вагоновожатый должен был закрыть вагон, все окна и «вести наблюдение за всем происходящим на улице».
  • После отбоя воздушной тревоги движение вагонов восстанавливалось.
  • При обнаружении каких-либо повреждений вагоновожатые должны были немедленно сообщить о них по телефону диспетчеру.
Читать  Датский уголок 24 августа

Трамваи должны были днем выходить на линию без технических неполадок, но ночной ремонт из-за постоянных авианалетов делал эти требования фактически невыполнимыми. Внезапные налеты провоцировали аварии на дорогах, так как водителям приходилось двигаться в темноте на большой скорости. Иногда выстраивались целые вереницы неисправных трамваев.

Помимо работы по профессии столичные вагоновожатые помогали городу как могли. Например, в октябре-ноябре 1941 года на подступах к Москве велось строительство оборонительных сооружений, в котором принимали участие одновременно 800 трамвайщиков.

Популярны ли сегодня трамваи?

По данным Института проблем естественных монополий, только с 2004 по 2013 год число российских городов, имеющих собственную трамвайную сеть, сократилось на 9%. В 2003 году парк трамваев был в 67 городах, а в 2014 году остался только в 61 городе. При этом с 2000 по 2011 год протяженность трамвайных путей сократилась на 16,7% (с 3 000 км до 2 500 км). Тем не менее профессия вагоновожатый до сих пор не потеряла своей актуальности.

Как можно стать вагоновожатым?

Чтобы стать вагоновожатым, нужно соответствовать следующим требованиям:

  • Возраст – не младше 21 года.
  • Состояние здоровья – пройти медкомиссию, взять справку об отсутствии учета в наркологическом или психоневрологическом диспансере.
  • Пол – не важен.

Кроме того, потребуется пройти обучение у будущего работодателя (примерно шесть месяцев). В течение которого будущий водитель трамвая изучит не только ПДД, но и основы работы с механическим, электрическим и пневматическим оборудованием. А также успешно сдаст на права экзамен в ГИБДД и пройдет стажировку на транспорте (около 200 часов) под присмотром инструктора. Многие предприятия выплачивают во время обучения будущим вагоновожатым стипендию в размере минимальной оплаты труда.

Средняя зарплата водителя трамвая по стране, по данным сервисов о поиске работы (hh.ru и avito.ru), составляет — от 25 000 до 60 000 рублей.

Источники информации:

bigenc.ru

ncrim.ru

museums.unn.ru

tram.ruz.ne

m24.ru

ap22.ru

gazeta.ru

kursk-museum.net.ru

zlojnachalnik.ru

tu-nn.ru

Нижегородский наш трамвай: к 110-летию Российского трамвая / Ю. М. Коссой. — Нижний Новгород : Штрих-Н, 2006. — С. 7-25.



Источник

Оцените статью